27.07.2017
Архив

08.12.10Федот Тумусов: Фармацевтику России ждет революция

 

Федот Тумусов: Фармацевтику России ждет революция

 

Депутат Госдумы РФ Федот Тумусов по приглашению Торгово-промышленной палаты Китая по экспорту лекарственных средств и изделий медицинского назначения выступил в Пекине на конференции «Развитие сотрудничества российских и китайских производителей фармацевтических продуктов».

Вел конференцию один из руководителей Торгово-промышленной палаты КНР - Лью Чанглин. В конференции приняли участие более ста директоров, менеджеров фармацевтических предприятий КНР, России и других стран.

На конференции также выступила начальник Департамента Росздравнадзора РФ В.Косенко. Российским представителям государственной власти России было задано очень много вопросов.

Свое выступление Федот Тумусов назвал «Грядущая революция в фармацевтике России».

В основу его легли три документа. Недавно Правительство РФ утвердило «Стратегию развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года», а Правительство РФ разработало проект закона «Об обращении лекарственных средств», и скоро он станет предметом обсуждения в Госдуме РФ. Минсоцздравразития РФ в ноябре планирует внести на рассмотрение Правительства РФ проект нового закона о медицинском страховании .

Стратегия развития фармацевтической промышленности необходима в целях обеспечения национальной безопасности. Несмотря на то, что доля российских препаратов в номенклатуре лекарств достигает 70%, в общем объеме производства - в денежном выражении - она не превышает 20%. "То есть сегодня мы полностью зависимы от иностранных поставщиков. И поэтому импортозамещение, особенно в условиях валютной нестабильности, является очевидным приоритетом государственной социальной политики", подчеркнул в своем выступлении Федот Тумусов.

Президент страны Д.А. Медведев поставил задачу модернизации экономики страны. Фармацевтическая промышленность является высокотехнологической отраслью. В ней работают около 70 тыс. человек. И роль фармацевтической промышленности в изменении структуры российской экономики, смещении её к высокотехнологическим отраслям огромна. В ней присутствует вся инновационная цепочка: научные исследования, разработка технологий, развитие производства, подготовка высококвалифицированной рабочей силы.

В масштабах государства фармацевтическая отрасль выполняет ряд социальных функций по улучшению качества жизни и увеличения ее продолжительности. Без инноваций нельзя повысить качество медицинского обслуживания. Можно пользоваться иностранными разработками, но нам из-за рубежа зачастую поставляют то, что там вышло в «тираж». Если это будет продолжаться и дальше, то граждане России будут обречены на медицину «второго сорта».

Что касается выхода на международный фармацевтический и биотехнологический рынки, Россия за последние двадцать лет потеряла все свои позиции на них. Восстановление присутствия на таких рынках – шаг от сырьевой экономики к качественно иному участию в международном разделении труда.

Что мы ждет от реализации стратегии? Увеличение долей продукции отечественных производителей в общем объеме потребления до 50% в денежном выражении, инновационных препаратов - в портфелях локальных производителей до 60%; увеличения экспорта фармацевтической продукции в 8 раз по сравнении с 2008 годом; обеспечение лекарственной безопасности РФ в номенклатуре стратегически важных лекарственных средств; организации производства фармацевтических субстанций на территории РФ в размерах, необходимых для обеспечения выпуска 50 % готовых лекарственных средств, включая не менее 85% по номенклатуре из списка стратегически важных лекарственных средств.

Фармацевтический рынок России представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков. Объемы продаж фармацевтической продукции в 2008 году достигли 360 млрд. рублей. С 2003 года наблюдается ежегодный рост рынка на 10-12%. А за последние два года ежегодный рост составил 26%. К 2011 году объем рынка прогнозируется в 500 млрд. рублей, а к 2020 году - 1,5 трлн. рублей. В то же время объем продаж российских производителей составляет всего 19% от всего объема. При этом наблюдается ежегодное падение объемов производства на 1-2 %. А за 9 месяцев этого года - почти на 10%. Отрасль представляют 350 предприятий.

Отечественная фармацевтическая промышленность использует 8 тысяч условных тонн субстанций в год, из которых только 1,9 тысячи тонн производится российскими предприятиями ( около 23%). Для сравнения могу отметить, что в 1992 году в России производилось 272 наименования фармацевтических субстанций, объемом около 17 тыс. условных тонн. То есть с 1992 по 2008 год объем производства субстанций упал более чем в 20 раз.

Реализация стратегии предполагает три этапа: локализация производства и разработка лекарственных средств на территории РФ; развитие фармацевтической отрасли на рынке РФ; развитие фармацевтической отрасли на внешних рынках.

Главной целью первого этапа является создание системы современного фармацевтического производства и разработки лекарственных средств на территории РФ. Развитие современной производственной базы предполагается с помощью локализации высокотехнологических производств. Для этого будут приняты следующие меры:

- устранено неравенство между локальными и зарубежными фармацевтическими производителями лекарственных средств в нормативно-правовом поле;

- будут производиться прямые компенсации затрат и предоставлены налоговые льготы предприятиям, перешедшим на международные стандарты;

- разработаны и приняты необходимые изменения в законодательстве РФ;

- реализованы государственные программы в области лекарственного обеспечения;

- установлены повышенные ставки ввозных пошлин на все лекарственные средства, субстанции - при условии полного обеспечения потребностей внутреннего рынка отечественными аналогами;

- обеспечен ускоренный режим регистрации препаратов, разработанных и произведенных на территории РФ.

Основной целью второго этапа «Развития фармацевтической отрасли на рынке РФ является создание системы по производству и выводу на рынок дженериковых лекарственных средств; размещение лицензионных производств высокоэффективных инновационных препаратов, не имеющих дженериковых аналогов; обеспечение лекарственной независимости РФ.

При этом будут применяться различные методы воздействия на две группы предприятий: предприятия производители фармсубстанций и предприятия-производители готовых лекарственных форм.

Намечены следующие меры:

- внесение в законодательные акты дополнений, гарантирующих при организации закупок для государственных нужд приоритет отечественным производителям с целью локализации производства;

- внесение в нормативно-правовые акты в сфере обращения лекарственных средств изменения, выравнивающие отечественных и зарубежных производителей в части контроля качества субстанций;

- формирование Минсоцздравразвития и Минпромторгом РФ перечня лекарственных средств российских производителей, рекомендуемых для государственных и региональных закупок;

- отмена регистрации лекарственных средств, производимых исключительно для экспорта.

При этом особо хочу подчеркнуть, что под «российскими фармацевтическими компаниями» понимаются предприятия любой организационно-правовой формы, которые обеспечивают на территории России полный цикл производства лекарств, сказал Федот Тумусов, выступая на конференции в Пекине.


Вернуться к списку
© Тумусов Федот Семенович, все права защищены.
Rambler's Top100