21.09.2017
Архив

08.12.10Вечное движение к цели,или Еще раз о социалистической идее

 

Читатель, мало-мальски знакомый с программой нашего движения, возможно, и разведет удивленно руками: вот, дескать, и лидер «Новой Якутии» вспомнил о социализме. Что ж, давайте попробуем в этом газетном диалоге вместе разобраться – во имя чего потребовалось автору обращение к прошлому…

 

Сегодня уже ясно каждому из нас, что теоретические и практиче­ские идеи переобустройства неког­да могучей державы представляли не что иное, как заранее проваль­ные заготовки различных между­народных политических и финан­совых институтов. Теперь свои ошибки начинают признавать и за­рубежные «учителя», и их россий­ские «ученики». Американский «со­ветчик» Джеффри Сакс заявил, что у «больного» оказалось «совер­шенно иное анатомическое уст­ройство». Борису Ельцину при­шлось констатировать, что «мо­дель развития либерализма, ориентированная по замыслу ее идеоло­гов и исполнителей на быстрей­шее создание капиталистического общества, оказалась неперспек­тивной и в основе своей ошибоч­ной». Почему? Да потому, что горе-реформаторы напрочь забыли о том, что рынок без учета социо­культурных, морально-психологи­ческих и многих-многих других фак­торов просто-напросто подминает под себя то общество, ради кото­рого и создается, что отринутые проблемы адаптации к смене эко­номической модели ударят по лю­дям как никогда больно. Естествен­но, что теперь «капитализм по-российски» не вызывает ничего, кроме горечи и озлобления.

Но это, что называется, не туда зашли. А дальше? Какой дорогой будем шагать в XXI веке, какими идеалами и принципами будем ру­ководствоваться сами и чему бу­дем учить детей наших? Кто-то пытается найти ответы на подоб­ные ключевые вопросы, перелопа­тив весь исторический опыт и от­сеяв из него крупицы лучшего; кто-то, не обременяя себя долгими раз­мышлениями и терзаниями души, с привычным митинговым нахрапом предлагает вернуться в носталь­гически сладкое прошлое. Какое? Да хотя бы в то же, советское!

А вот теперь давайте разбирать­ся. Во все времена, на всех этапах становления и развития человечес­кой цивилизации проще всего было выступать в роли сирены, завлекающей людей мечтой о неком «зо­лотом веке», в котором жизнь каж­дого и общества в целом станет легка и прекрасна. С этой мечты начинаются все мифологии, в ней истоки всех религий мира. И мечта эта жила и жить будет, она – в природе нашей! Свобода, равенст­во, справедливость – не они ли служили сменяющим друг друга поколениям путеводной звездой? Так что же удивляться тому, что с исчезновением советской модели, социализма сама социалистическая идея не умерла. Только вот трактует ее сегодня всяк по-своему. Для коммунистов (и это под­твердила их апрельская научно-практическая конференция) социа­лизм был и остается планово-директивной системой управления, экономикой, производством и обществом в целом, государственно-аппаратным механизмом подавле­ния инициативы, самостоятельнос­ти – региональной или личной  (что бы ни говорилось ими ныне о реальном народовластии и демо­кратизации). Иного, кроме как марксистско-ленинско-сталинского, социализма для коммунистов не существует. Но именно на этом одряхлевшем и замордованном ко­не они намерены въехать в новую Госдуму, в Кремль, в третье тыся­челетие.

А между тем, если позволить се­бе небольшой экскурс в историю, то можно напомнить нашим коммунистам, что само учение марксово для его основоположников никогда не было догмой. С тех пор, как призрак коммунизма отпра­вился в свое путешествие по Европе, «могильщикам капитализма» не раз приходилось   корректировать свои позиции. Маркс вынужден был признать возможность борьбы «с   помощью избирательного пра­ва», Энгельс говорил об использовании «революционной» партией парламентских методов. Видней­ший теоретик социализма Каут­ский пошел еще дальше, предпри­няв попытку гуманизировать уче­ние. Кстати, Каутского можно на­звать провидцем: идея создания Соединенных Штатов Европы, принадлежащая ему, сегодня воплотилась в Европейский Союз. Бернштейн вызвал к жизни глав­ный принцип социал-демократии: движение – все, цель – ничто. Ленин в своих последних работах новую экономическую политику называл попыткой «создания капи­тализма, подчиненного государству». Между прочим, ленинская модель НЭПа в общих чертах близка к современной китайской модели и, воплотись она в жизнь, быть может, путь, проделанный страной от сохи до космической державы, был бы короче и успешнее. И только, пожалуй, Сталин, превратив диктат коммунистической системы ценностей в государственную идеологию, попытался законсервировать свое понимание марксизма на десятилетия. Но даже ему это не удалось...

Мы видим ценность социалисти­ческой идеи совершенно в другом. Представьте себе социализм как целенаправленный процесс, дви­жение к цели, где цель определя­ется принципом равной свободы в условиях солидарности, а процесс состоит в развитии общественных отношений. Тогда социализм – это демократия, доведенная до логиче­ского конца. Демократия, при кото­рой раскрывается не только по­тенциал индивида, но и огромный потенциал социума, обеспечивая свободу развития всем и каждому. Только в этом случае социалисти­ческая идея явится, пожалуй, единственной, способной синтезировать традиционные для россиян представления о сильном лидере, ведущей роли государства, коллек­тивизме и высокой социальной защищенности с «неолиберальной» идеей свободы. И именно тогда идея эта – в ее современном, адаптированном к условиям Рос­сии понимании – может и должна стать интегрирующей идеологией.

Но позвольте, скажете вы,  это же все слова, опять рассказ о том самом упомянутом «золотом веке». А что сегодня делается вами и ва­шим движением, чтобы каждая се­мья могла самостоятельно реализовывать свои потребности на до­стойном уровне, чтобы каждый че­ловек имел возможность нормаль­но зарабатывать, эффективно взаимодействовать с институтами социальной сферы, содержать сво­их близких, обеспечивать достой­ное будущее себе и своим детям?

Отвечу. Еще год назад под эги­дой движения «Новая Якутия» бы­ла выдвинута идея экономической модели развития, краеугольным камнем которой стала триада «се­мья, улус, республика» и в которой главенствующее место занял имен­но конкретный человек. И наши концептуальные подходы не оста­лись на бумаге, все они находят реальное воплощение в государст­венной политике.

Так что для нашего движения уже сейчас та же социалистичес­кая идея – в новом ее понимании – становится инструментом кон­кретного действия, той реальной силой, что позволяет что-то пред­принять для улучшения жизни – нашей с вами, детей, внуков и правнуков наших.

Ф. Тумусов,

председатель движения «Новая Якутия»,

доктор экономических наук, профессор.

(«Якутия», 10 сентября 1999 г.)

 


Вернуться к списку
© Тумусов Федот Семенович, все права защищены.
Rambler's Top100