20.10.2017
Категории статей:

Справка "Правовой аспект проблематики коренных малочисленных народов"

На федеральном уровне права и интересы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в области традиционного природопользования и использования живых биологических ресурсов частично нашли свое закрепление в 4 Кодексах (Земельный, Лесной, Водный, Налоговый), в 19 Федеральных законах (в т.ч. в трех специальных - в Федеральном законе от 30 апреля 1999г. №  82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Федеральном законе от 20 июля 2000г. № 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", Федеральном законе от 7 мая 2001г. № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации") и в нескольких постановлениях Правительства Российской Федерации. На региональном уровне за последние 10 лет по данной проблематике принято около 600 нормативных правовых актов.

Вместе с тем обязательства Российской Федерации в области защиты прав коренных малочисленных народов в соответствии с принципами и нормами международного права выполняются еще далеко не в полном объеме.
Например, Российской Федерацией не ратифицирована Конвенции МОТ № 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах". Данный международный законодательный акт подписан 17 странами мира, среди которых, в первую очередь, страны Латинской Америки, Норвегия и Дания.

Данная Конвенция предусматривает, что в случаях сохранения государством собственности на природные ресурсы, правительства устанавливают процедуру консультаций с коренными народами с целью выяснения ущерба интересам этим народам при эксплуатации природных ресурсов. Коренные народы участвуют в результатах такой деятельности и получают компенсацию за любой ущерб. В Конвенции закрепляется право коренных народов на участие в пользовании и управлении природными ресурсами, находящимися на их территориях, и на участие в результатах хозяйственной деятельности. Конвенция предусматривает  принятие решений о пользовании природными ресурсами с учетом мнения коренных народов на государственном уровне, а также внесение соответствующих норм в действующее законодательство.

Вместе с тем, ратификация Конвенции предполагает большие обязательства и огромные затраты государства, необходимые для реализации на практике всех ее основных положений. Кроме того, некоторыми учеными отмечается, что нигде в мире в районах традиционного расселения коренных народов Севера не проживает столько постоянного неаборигенного населения, как в России. Значительную его долю составляют русские старожилы - потомки тех, кто приехал в этот регион несколько столетий назад и кто помогал аборигенам выживать в нелегких природно-климатических условиях и спасаться от многочисленных реформ и перестроек.

Значительная часть старожильческого население ведет такой же образ жизни, как и народы Севера. В этих условиях введение дополнительных прав и льгот для коренных народов может вызвать обострение межнациональных отношений и привести к усугублению и без того сложной социальной ситуации на Севере.
13 сентября 2007г. была принята Декларации ООН о правах коренных народов, содержащая ряд государственных обязательств по различным вопросам жизнедеятельности коренных народов, включая право на сохранение и развитие их культурного своеобразия и особой идентичности. Она касается права на образование и участие в политической, экономической и социальной жизни общества, в котором живут коренные народы.

Декларацией установлены права коренных народов на самоопределение (ст.3,4), на землю, территории и природные ресурсы (ст. 25-29), на реституцию (ст. 11), на консультирование с органами власти при проведении законодательно-административных мер (ст. 19,32, 38).

Декларация является единственной Декларацией в ООН, которая была разработана с широким участием самих коренных народов. По мнению экспертов, данная декларация является руководством к действию для государств системы ООН. Признание прав коренных народов, в соответствии с Декларацией, будет способствовать "развитию гармоничных и базирующихся на сотрудничестве отношений между государством и коренными народами, основанных на принципах справедливости, демократии, уважения прав человека, недискриминации и добросовестности".

Следует отметить, что в ряде федеральных законов Российской Федерации закреплены нормы о приоритетном праве представителей коренных народов и их общин на пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов, закрепления земельных участков для ведения традиционного образа жизни и ведения традиционной хозяйственной деятельности. Некоторые нормы законов носят заявительный характер или содержат внутреннее противоречие.

Например, Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" закрепляет право коренных малочисленных народов и их общин безвозмездно пользоваться землями всех категорий для целей традиционного природопользования. Для реализации его положений требуется принятие серии новых федеральных и региональных законов, иных подзаконных нормативных правовых актов. Более того, ряд положений данного Федерального Закона вошло в противоречие с нормами других, принятых позднее, отраслевых и специальных федеральных законов.

Например, Земельный кодекс, принятый в октябре 2001 года, уже не содержал принципа безвозмездного предоставления земельных участков для физических лиц. Данное положение вызвало целую серию негативных последствий для общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, получивших  ранее в безвозмездное пользование охотничье-промысловые угодья и оленьи пастбища.

В действующем законодательстве, в частности, не учитываются специфические особенности развития бизнеса коренных малочисленных народов, в том числе  развития малого предпринимательства.

С целью совершенствования нормативной правовой базы необходимо:

1. Разработать Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

2. Доработать нормативные правовые акты по недропользованию и природопользованию (Лесной и Водный кодексы, законы о недрах, об особо охраняемых природных территориях, соглашений о разделе продукции) в части внесения изменений и дополнений, устанавливающих особый порядок охраны и использования земель, территорий и природных ресурсов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающий.

3. Разработать Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

4. Разработать методику определения ущерба и убытков, причиненных исконной среде обитания и традиционному образу жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока деятельностью промышленных компаний и изъятием земель для государственных и муниципальных нужд.

5. Определить границы мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с оформлением соответствующих нормативных правовых актов.

6. Определить порядок фиксации национальной самоидентификации представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в целях определения субъекта прав коренных малочисленных народов.
***
19 ноября 2007г. распоряжением № 1639-р Правительства Российской Федерации утвержден Комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира. 

В конце февраля 2008 года при Министерстве регионального развития Российской Федерации была создана рабочая группа Национального оргкомитета по выработке предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

06 марта 2008 года состоялось первое заседание рабочей группы, были подготовлены предложения для внесения изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007г. № 1639-р - в Комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира - в части:

- предания Правительству Российской Федерации полномочий по утверждению Перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечня территорий (мест) традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (внесение изменений в Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации");

- предложения по установлению форм представительства коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

- предусмотреть возможные механизмы отнесения граждан Российской Федерации к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
***
Согласно основным решениям, принятым Рабочей группой Национального оргкомитета по выработке предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, был подготовлен и 08.07.2008г. внесен проект федерального закона № 81536-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в части совершенствования законодательства правового статуса коренных малочисленных народов Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы В.В.Антоновым, А.Г.Баскаевым, Р.Э.Гольдштейном, М.Д.Киекбаевым, Р.В.Кармазиной, Н.В.Комаровой, В.А.Купцовым, В.Н.Пивненко, А.И.Острягиным, Ф.С.Тумусовым, В.И.Усольцевым, И.К.Чернышенко, С.М.Шоршоровым, В.Г.Юрчиком.

Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование реализации Федерального закона от 30 апреля 1999г. №  82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части определения в соответствующих перечнях мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации и видов их традиционного хозяйствования и традиционных промыслов.

Включен в Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на 29.10.2008г. Ответственный комитет - Комитет Государственной Думы по делам национальностей, комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока.


Вернуться к списку
© Тумусов Федот Семенович, все права защищены.
Rambler's Top100