20.10.2017
Категории статей:

Выступление к закону

 
Уважаемый Борис Вячеславович!
Уважаемый Олег Викторович!
Уважаемые коллеги!


Российская Федерация выделяет коренные малочисленные народы в отдельную социальную группу населения, нуждающуюся в особой правовой защите и государственной поддержке не по признаку национальной принадлежности, а в силу их особой уязвимости от внешнего воздействия, наносящего ущерб исконной среде обитания и традиционному образу их жизни.

Россия - одна из немногих стран, которая смогла сохранить коренные малочисленные народы с традиционными формами хозяйствования и образом жизни, в том классическом виде или понимании, в каком они были созданы природой.

Однако не остановлены негативные процессы в социально-экономическом развитии коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, приведшие к ухудшению здоровья и образования, разрушению хозяйственных основ жизнедеятельности и катастрофическому снижению уровня жизни.

1. Серьезные опасения вызывает состояние здоровья коренных малочисленных народов Севера. Средняя продолжительность жизни крайне низкая, до пенсионного возраста доживает только 8,5 процентов этих народов. Показатели заболеваемости в 1,5 раза выше среднероссийских. Наблюдается значительный рост таких заболеваний, как туберкулез, вирусный гепатит, кожные, паразитарные заболевания.

Поэтому мы считаем, что система медицинского обслуживания должна быть изменена. Требуются новые подходы, инновационные решения, менее затратные, но более эффективные технологии для улучшения состояния здоровья, сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни коренных малочисленных народов. Должна быть создана северная кочевая медицина. Существующая сегодня европейская система организации медицины держится на принципе трех «П». ПРИБОЛЕЛ, ПРИШЕЛ, ПОЛЕЧИЛСЯ. Для северных условий это не подходит. Нужно добавить в северную кочевую медицину концепцию «Трех В» ВЫЕХАЛ, ВЫЯВИЛ, ВЫЛЕЧИЛ.  То есть в дополнение и в помощь сети первичной медико-санитарной помощи на местах, в отдаленные населенные пункты должны направляться комплексные бригады врачей, оснащенных передвижными медицинскими комплексами – инновационными мобильными лечебно-диагностическими технологиями на базе вездеходного транспорта.

2. Денежные доходы в 2-3 раза ниже среднероссийского показателя и на 25-30 процентов меньше, чем в среднем по регионам их проживания. Размер пенсии составляет 26 процентов прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров, проживающих на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Абсолютное большинство коренных народов живет за чертой бедности.

Схему финансирования традиционных форм хозяйствования надо коренным образом поменять. Необходимо организовать финансирование через семейные банковские счета.

3. Несмотря на то, что в последние годы выпускаются учебные пособия на более чем 20 языках малочисленных народов России, обучение родному языку, который в школах изучают не более 50 процентов учащихся, является особой проблемой. Так, итоги Всероссийской переписи населения 2002г. показали, что родным языком владеют каждый седьмой из удэгейцев, каждый пятый - из алеутов, каждый четвертый - из манси и т.д.

Коренным образом необходимо поменять технологии образовательных процессов для малочисленных народов России с применением телекоммуникационных технологий.

Вместе с тем обязательства Российской Федерации в области защиты прав коренных малочисленных народов в соответствии с принципами и нормами международного права выполняются еще далеко не в полном объеме.
Например, Российской Федерацией не ратифицирована Конвенции МОТ № 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах". Данный международный законодательный акт подписан 17 странами мира, среди которых, в первую очередь, страны Латинской Америки, Норвегия и Дания.

Данная Конвенция предусматривает, что в случаях сохранения государством собственности на природные ресурсы, правительства устанавливают процедуру консультаций с коренными народами с целью выяснения ущерба интересам этим народам при эксплуатации природных ресурсов. Коренные народы участвуют в результатах такой деятельности и получают компенсацию за любой ущерб. В Конвенции закрепляется право коренных народов на участие в пользовании и управлении природными ресурсами, находящимися на их территориях, и на участие в результатах хозяйственной деятельности. Конвенция предусматривает  принятие решений о пользовании природными ресурсами с учетом мнения коренных народов на государственном уровне, а также внесение соответствующих норм в действующее законодательство.

13 сентября 2007г. была принята Декларации ООН о правах коренных народов, содержащая ряд государственных обязательств по различным вопросам жизнедеятельности коренных народов, включая право на сохранение и развитие их культурного своеобразия и особой идентичности. Она касается права на образование и участие в политической, экономической и социальной жизни общества, в котором живут коренные народы.

Декларацией установлены права коренных народов на самоопределение (ст.3,4), на землю, территории и природные ресурсы (ст. 25-29), на реституцию (ст. 11), на консультирование с органами власти при проведении законодательно-административных мер (ст. 19,32, 38).

Декларация является единственной Декларацией в ООН, которая была разработана с широким участием самих коренных народов. По мнению экспертов, данная декларация является руководством к действию для государств системы ООН. Признание прав коренных народов, в соответствии с Декларацией, будет способствовать "развитию гармоничных и базирующихся на сотрудничестве отношений между государством и коренными народами, основанных на принципах справедливости, демократии, уважения прав человека, недискриминации и добросовестности".

Следует отметить, что в ряде федеральных законов Российской Федерации закреплены нормы о приоритетном праве представителей коренных народов и их общин на пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов, закрепления земельных участков для ведения традиционного образа жизни и ведения традиционной хозяйственной деятельности. Некоторые нормы законов носят заявительный характер или содержат внутреннее противоречие.

Например, Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" закрепляет право коренных малочисленных народов и их общин безвозмездно пользоваться землями всех категорий для целей традиционного природопользования. Для реализации его положений требуется принятие серии новых федеральных и региональных законов, иных подзаконных нормативных правовых актов. Более того, ряд положений данного Федерального Закона вошло в противоречие с нормами других, принятых позднее, отраслевых и специальных федеральных законов. Например, Земельный кодекс, принятый в октябре 2001 года, уже не содержал принципа безвозмездного предоставления земельных участков для физических лиц. Данное положение вызвало целую серию негативных последствий для общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, получивших  ранее в безвозмездное пользование охотничье-промысловые угодья и оленьи пастбища.

В действующем законодательстве, в частности, не учитываются специфические особенности развития бизнеса коренных малочисленных народов, в том числе  развития малого предпринимательства.

Например, ко мне обратился руководитель Кочевой родовой общины малочисленных коренных народов Севера Андреев Николай Николаевич с просьбой помочь, что статья 8 ФЗ № 49 п.1 «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», в частности образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам.

Данная община уже третий год не может получить согласование с местных органов самоуправления и местной администрации на получение территории традиционного природопользования. Так как заинтересовать и уговаривать надо всех депутатов, Глав местной власти, тем более в промышленном районе. Освоение земель и добыча природных ресурсов и полезных ископаемых ведется хищническим методом, община вынуждена вести борьбу за сохранение своих земель и образа жизни. Но вместо оказания действенной помощи в защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов органы местного самоуправления тормозят и всячески мешают исполнению данного закона. 

Исходя из изложенного, данная община просит, чтобы принятые законы претворялись в жизнь. Создать отдельные юридические конторы, чтобы защищали права малочисленных народов. Именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются по заявкам, но до общин малочисленных народов доходят в усеченном виде. Охотинспектор получает зарплату в размере 12000 рублей, поэтому не может исполнять свои функции добросовестно, так как не имеет своего транспорта, денежных средств на ГСМ, поэтому процветает браконьерство. Пожелания общин малочисленных народов, чтобы разовые лицензии выдавались строго по заявкам и в полном количестве доходили бы до них.

Также Лесной Кодекс и Земельный Кодекс не соответствует должным образом образовать территорию традиционного природопользования.  

С целью совершенствования нормативной правовой базы необходимо:

1. Разработать Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

2. Доработать нормативные правовые акты по недропользованию и природопользованию (Лесной и Водный кодексы, законы о недрах, об особо охраняемых природных территориях, соглашений о разделе продукции) в части внесения изменений и дополнений, устанавливающих особый порядок охраны и использования земель, территорий и природных ресурсов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающий.

3. Разработать Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

4. Разработать методику определения ущерба и убытков, причиненных исконной среде обитания и традиционному образу жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока деятельностью промышленных компаний и изъятием земель для государственных и муниципальных нужд.

5. Определить границы мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с оформлением соответствующих нормативных правовых актов.

Согласно основным решениям, принятым Рабочей группой Национального оргкомитета по выработке предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, был подготовлен и
08.07.2008г. внесен проект федерального закона № 81536-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" .


Вернуться к списку
© Тумусов Федот Семенович, все права защищены.
Rambler's Top100